Тема: Великий круговорот жизни Цели:
Ход урок 1. Организационный момент. -Посмотрите, сегодня на уроке мы встретимся с героями сказки "Король Лев": ЭТО МУФАСА и СИМБА! - Все ли мы смотрели эту сказку? (слайд 1) - О чем в ней говорится? -Но сначала Мудрый Лев Муфаса предлагает повторить домашнее задание и вспомнить, что мы уже изучили о природе.
2. Проверка домашнего задания. - На прошлом уроке мы изучали тему: "Охрана животных" 1) Вопросы для беседы: -Назовите причины, которые приводят к тому, что многие виды животных становятся редкими? -Назовите животных, которые занесены в Красную Книгу России. -Назовите экологические правила, как должен вести себя человек в природе, чтобы не причинять вреда животным? -Помни, беречь нужно не только редких и исчезающих животных, но и хорошо известных: белку, ежа, лягушку, дятла. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, мы часто помогаем другим. 2) Выступления учащихся Дома, вы должны были по рисунку-загадке(стр.52) узнать, что это за удивительная птица? Где она живет? Чем интересна? (Слайд 3) Рассказ первого ученика о мандаринке. Рассказ второго ученика о сером ките. (слайд 4) Для самых любознательных "Что такое зоопарк?" (слайд 5) 3) Повторение изученного материала. - Вспомните, какая бывает природа?(слайд 6) - Что относится к неживой природе?(слайд 7) - Что относится к живой природе?(слайд 8) - Назовите признаки жизни?(слайд 9) - Что такое почва?(слайд 10) - К какой природе: живой или неживой-мы отнесем ее?(слайд 11) 4) Сообщение темы и задач урока. - Сегодня мы узнаем, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? Король Лев: - Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. надо уважать все живые существа- от ползающих муравьев до несущихся антилоп. Симба: - Но ведь мы едим антилоп? Король Лев: - Верно, но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву.А антилопы затем едят ее. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни! Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей! - Сегодня, мы на уроке рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле. В круговороте участвуют три группы организмов:(слайд 13)
Организмы-производители(слайд 14) Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества(сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. (Напомнить, что листья растений - это "повара", которые из воды и углекислого газа "готовят" пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная кухня только на свету). Организмы-потребители(слайд 15) Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Организмы-разрушители (слайд 16) Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получаютнеобходимые соли.
Физкульминутка.
Слайд-схема "Круговорот жизни" (слайд 17)
В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждре из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо. Огромную роль в этом круговороте играет почва (слайд 18) - Вспомните, что является главной частью почвы? Это перегной.Он образуется в результате гниения растительных и животных остатков. - Из перегноя образуются соли -> их используют растения для роста и развития-> растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. Потом из перегноя образуются соли.Их используют растения, а растениями питаются животные.
Вот так вещества и "путешествуют" в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.
Итог урока:
Все живые организмы и почва - участники единого круговорота жизни на нашей планете.
|