Тема: Великий круговорот жизни

Цели:

  1. Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
  2. Научить бережно относится к природе.

Ход урок

1. Организационный момент.

-Посмотрите, сегодня на уроке мы встретимся с героями сказки "Король Лев":

ЭТО МУФАСА и СИМБА!

- Все ли мы смотрели эту сказку? (слайд 1)

- О чем в ней говорится?

-Но сначала Мудрый Лев Муфаса предлагает повторить домашнее задание и вспомнить, что мы уже изучили о природе.

 

2. Проверка домашнего задания.

   - На прошлом уроке мы изучали тему: "Охрана животных"

   1) Вопросы для беседы:

     -Назовите причины, которые приводят к тому, что многие виды животных становятся редкими?

     -Назовите животных, которые занесены в Красную Книгу России.

    -Назовите экологические правила, как должен вести себя человек в природе, чтобы не причинять вреда животным?

     -Помни, беречь нужно не только редких и исчезающих животных, но и хорошо известных: белку, ежа, лягушку, дятла. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, мы часто помогаем другим.

     2) Выступления учащихся

      Дома, вы должны были по рисунку-загадке(стр.52) узнать, что это за удивительная  птица? Где она живет? Чем интересна? (Слайд 3)

      Рассказ первого ученика о мандаринке.

      Рассказ второго ученика о сером ките. (слайд 4)

      Для самых любознательных "Что такое зоопарк?" (слайд 5)

      3) Повторение изученного материала.

       - Вспомните, какая бывает природа?(слайд 6)

       - Что относится к неживой природе?(слайд 7)

       - Что относится к живой природе?(слайд 8)

       - Назовите признаки жизни?(слайд 9)

       - Что такое почва?(слайд 10)

       - К какой природе: живой или неживой-мы отнесем ее?(слайд 11)

       4) Сообщение темы и задач урока.

      - Сегодня мы узнаем, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе,  когда они осматривали саванну?

       Король Лев:

       - Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. надо уважать все живые существа- от ползающих муравьев до несущихся антилоп.

       Симба:

       - Но ведь мы едим антилоп?

       Король Лев:

       - Верно, но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву.А антилопы затем едят ее. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

         Король Лев был совершенно прав.

         Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!

          - Сегодня, мы на уроке рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.

             В круговороте участвуют три группы организмов:(слайд 13)

  1. Организмы - производители;

  2. Организмы-потребители;                  

  3. Организмы-разрушители.

   Организмы-производители(слайд 14)

  Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества(сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей.

    (Напомнить, что листья растений - это "повара", которые из воды и углекислого газа "готовят" пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная кухня только на свету).

     Организмы-потребители(слайд 15)

    Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями.

     Организмы-разрушители (слайд 16)

    Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получаютнеобходимые соли.

 

 Физкульминутка.

  

        Слайд-схема "Круговорот жизни" (слайд 17)

       

  В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждре из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо.

   Огромную роль в этом круговороте играет почва (слайд 18)

   - Вспомните, что является главной частью почвы? Это перегной.Он образуется в результате гниения растительных и животных остатков.

     - Из перегноя образуются соли -> их используют растения для роста и развития-> растениями питаются животные.

      Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. Потом из перегноя образуются соли.Их используют растения, а растениями питаются животные.

 

        Вот так вещества и "путешествуют" в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.

 

       Итог урока:

 

 Все живые организмы и почва - участники единого круговорота жизни на нашей планете.

 

Hosted by uCoz